Уроженцев Таджикистана отправили на родину вопреки запрету Европейского суда
Уроженцев Таджикистана Низомиддина К. и Фахридина Х. власти России выслали, несмотря на то, что экстрадиционная проверка в отношении них ещё не завершена. Кроме того, в деле Низомиддина Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) применил Правило 39 — запретил его высылку до тех пор, пока не будет принято решение по жалобе. Адвокаты сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал» Ольга Цейтлина и Юрий Серов совместно с адвокатами Кириллом Жариновым и Дарьей Трениной, представляющие интересы Низомиддин К. и Фахридин Х., считают их высылку в Таджикистан грубым нарушением прав и опасаются за их жизнь и здоровье.
Их освободили из-под стражи в Санкт-Петербурге после экстрадиционной проверки, которую Генеральная прокуратура РФ до сих пор не завершила, решение об их выдаче не принято.
В Таджикистане власти преследуют Низомиддина и Фахридина по политическим мотивам — за участие в оппозиционной «Группе-24». Члены группы критикуют президента страны, стремятся добиться демократизации власти, смены правительства, освобождения политических заключённых, отмены закона о «Лидере Нации», соблюдения прав человека и искоренения коррупции.
28 сентября 2018 года адвокаты обратились в интересах Низомиддина в ЕСПЧ, и Суд применил Правило 39, т. е. запретил его высылку в Таджикистан до рассмотрения жалобы по существу. Дело было коммуницировано властям России. 4 декабря 2019 года правительство и заявители ответили на вопросы ЕСПЧ, в ближайшее время ожидалось постановление Суда.
В 2017 году ЕСПЧ признавал (см. постановление по делу «K.I. v. Russia», № 58182/14), что людей, которым вменяют участие в «Группе-24», в Таджикистане ожидают пытки, бесчеловечное обращение и наказание, драконовские сроки лишения свободы.
Однако 21 сентября 2020 года Низомиддина и Фахридина задержали, на следующий день Кингисеппский городской суд Ленинградской области вынес решение об их принудительном выдворении. Когда адвокаты упомянули о применённом в деле Низомиддина Правиле 39, суд указал, что оно «старое» и не заверено надлежащим образом.
Кингисеппский суд не указал, что Низомиддин и Фахридин должны быть помещены в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ). Однако их обоих задержали в зале суда. Низомиддин по телефону сообщил адвокату, что их собираются отправить в Таджикистан немедленно. Затем они пропали.
В тот же день адвокаты направили в МВД, ФСБ, пограничный контроль, уполномоченному по правам человека при ЕCПЧ заявления о недопустимости выдворения человека после применения Правила 39 и до вступления решения суда о выдворении в законную силу.
ЕСПЧ обязал правительство России до 25 сентября сообщить, где находятся Низомиддин и Фахридин. Власти ответили, что у них нет этой информации.
20 октября адвокаты получили ответ из ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что, согласно информационно-справочному учёту ГУ МВД, 22 сентября Низомиддин и Фахридин выехали из России. В тот же день областной суд оставил без удовлетворения жалобу адвокатов на постановление о выдворении.
Только 20 ноября правительство РФ подтвердило ЕСПЧ, что Низомиддина выдворили в Таджикистан через аэропорт Пулково. Родственники сообщили адвокатам, что он содержится в СИЗО Худжанда. Также стало известно, что Фахридин помещён в СИЗО в Душанбе.
Это означает, что в нарушение Правила Регламента Суда заявители были принудительно возвращены в Таджикистан.
«В последнее время власти РФ воздерживаются от нарушения Правила 39, — говорит адвокат Ольга Цейтлина. — Низомиддина К. выслали в обход каких-либо законных процедур, в частности, экстрадиции, решение по которой пока не принято. По сути, его похитили и выслали принудительно, нарушив запрет ЕСПЧ.
Вместе с ним выслали и Фахридина Х., решение по экстрадиции которого также ещё не принято.
Возвращение в Таджикистан грозит им пытками и, возможно, смертью. Кроме того, оно создаёт препятствие для эффективного осуществлению их права на подачу индивидуальной жалобы в ЕСПЧ.
Мы призываем власти РФ, МИД РФ получить информацию о Низомиддине К. и Фахридине Х., их состоянии здоровья, наличии (отсутствии) у них телесных повреждений и возвратить их в Россию до окончания разбирательства в ЕСПЧ».