В Петрозаводске продолжается громкое судебное разбирательство по делу главы карельского «Мемориала» Юрия Дмитриева. Дело по всем признакам политическое: о нем уже вышел большой порочащий сюжет на федеральном телевидении, а в интернете опубликованы обращения десятков его сторонников. Среди них — Людмила Улицкая, Светлана Алексиевич, Борис Гребенщиков, Андрей Звягинцев и другие.
Юрия Дмитриева арестовали в декабре 2016 года по подозрению в изготовлении детской порнографии. Правозащитники, знакомые с делом Дмитриева, считают, что истинной причиной его преследования стали вовсе не снимки приемной дочери, а то, чем Дмитриев занимался на протяжении нескольких десятков лет, — возвращением имен репрессированных в годы советской власти и поиском мест, где были расстреляны и тайно захоронены невинно убитые люди.
Сегодня одна из самых часто упоминаемых заслуг Юрия Дмитриева — обнаружение урочища Сандармох. Массовое захоронение неподалеку от Беломорканала Дмитриев вместе с коллегами из «Мемориала» обнаружил в 1997 году. С тех пор Сандармох стал точкой притяжения для людей из многих стран, объединенных трагедией сталинского террора. Благодаря Дмитриеву тысячи людей узнали, кем были их деды и прадеды, за что они были расстреляны, где похоронены и — что в контексте дела Дмитриева выглядит наиболее значимым — кто подписывал и осуществлял неправосудные приговоры 30-х годов.
Кому-то Сандармох стал сильно мешать. Похоже, стал мешать и Юрий Дмитриев, который с декабря 2016 года сидит в СИЗО. В конце октября корреспонденты «Открытой России» побывали в Карелии, где пообщались с близкими Юрия Дмитриева и потомками репрессированных, которые спустя многие годы узнали о судьбах своих родных, расстрелянных в Сандармохе.