Об этом стало известно после обращения в Представительство ПЦ «Мемориал» двух жительниц Шалинского района
13 июня 2017 года в Представительство Правозащитного центра «Мемориал» в г. Грозный Чеченской Республики обратились две жительницы Шалинского района — Хаура Усмановна Гехаева из с. Новые Атаги, и Асият Имрановна Балатбиева из пос. Чири-Юрт.
Они рассказали о незаконных задержаниях и пытках силовиками их сыновей, Хасана Гехаева и Изнаура Балатбиева, в сентябре 2016 года. Кроме того, по их словам, были задержаны еще 26 жителей с. Новые Атаги и Чири-Юрт, от которых так же под пытками требовали оговорить сыновей в финансировании террористов и их вербовке.
Задержанных сельчан отпустили через две недели, в против Гехаева и Балатбиева возбудили уголовные дела, поместив их в СИЗО г. Грозный.
В своих обращениях к правозащитникам родственники обвиняемых рассказали подробности случившегося.
* * *
24 сентября 2016 года ночью в дом к Гехаевым в с. Новые Атаги пришли сотрудники неизвестной силовой структуры. Не объясняя причины, они увезли с собой сына Хауры Хасана Рукмановича Гехаева, 1986 г.р. Впоследствии родственники выяснили, что это были сотрудники территориального отдела полиции (ТОП) пос. Чири-Юрт.
29 сентября 2016 года в 03:00 из своей квартиры неизвестные силовики увезли Изнаура Салаудиновича Балатбиева, 1988 г.р., избив его на глазах у жены и ребенка. Родным удалось узнать, что при задержании были задействованы, в том числе сотрудники ТОП пос. Чири-Юрт, которые доставили его в свой отдел. В эту же ночь из ТОПа Изнаура увезли в пункт дислокации 2-го полка патрульно-постовой службы полиции специального назначения им. А.Кадырова МВД по ЧР в районе Старопромысловского шоссе. Узнав об этом из неофициальных источников, родственники немедленно отправились туда, но в расположении 2-го полка им сказали, что Изнаура там нет, и потребовали уйти. Те поехали в Шалинский отдел внутренних дел, где им ответили то же самое. Этой ночью родственники не смогли выяснить судьбу Балатбиева.
По мнению родственников, причиной задержания Гехаева и Баталбиева стал отъезд в конце августа — начале сентября односельчанки, матери пятерых детей, в Турцию якобы для того, чтобы выйти там замуж. Куда на самом деле она отправилась, никто точно не знает и в селе стали распространяться слухи, что эта женщина уехала в Сирию.
Примерно через две недели после ее отъезда начальник ТОПа пос. Чири-Юрт Рустам Аев задержал брата уехавшей женщины Увайса Алихаджиева. Аев избил его и заявил, что дает ему неделю для поиска и возвращения сестры, пригрозив в противном случае расправиться с ним и его братьями. Брат девушки согласился вернуть сестру, но сказал, что у него нет средств для поездки и Аев предложил взять деньги в долг у односельчанина, предпринимателя Хасана Гехаева.
Получив от Хасана в долг 21 тысячу рублей, Алихаджиев отправился на поиски сестры, продолжая оставаться на связи с родственниками и Рустамом Аевым. Через некоторое время Увайс сообщил родственникам, что не может найти сестру, у него заканчиваются деньги и он намерен вернуться домой. Узнав об этом, Аев по телефону снова угрожал ему и Увайс Алихаджиев перестал выходить на связь.
Примерно через неделю после этого исчез его друг, односельчанин Адам Джамбулатов. В селе ходили слухи, что он уехал на помощь Увайсу, с которым они вместе работали на частной стройке в селе Новые Атаги.
От сельчан обратившиеся к правозащитникам женщины узнали, что в период с 24 сентября и до конца месяца были задержаны Х. Гехаева и еще 27 жителей Новых Атагов и Чири-Юрта — молодые люди, работающие на стройке мечети в с. Новые Атаги, в том числе и И. Балатбиев.
По словам односельчан, из 28 задержанных жителей двух сел 26 человек отпустили домой через две недели с территории 2-го ППС. Их избивали, пытали электрическим током, душили, надев на голову пластиковый пакет. Отпустили с угрозой убить, если они расскажут о пытках или обратятся в больницу за медицинской помощью. Некоторые из сельчан в результате пыток получили психические расстройства.
Как свидетельствуют задержанные, под пытками их заставили дать ложные показания, что Хасан Гехаев и Изнаур Балатбиев занимаются вербовкой и финансированием террористов.
Родственники Гехаева и Балатбиева узнали от сельчан, которых отпустили с территории 2-го полка ППС, что они содержались вместе с Хасаном и Изнауром. Но официального подтверждения у родных не было. Руководство 2-го полка ППС отрицало, что на их территории находятся их сыновья, когда те пытались их там искать.
Три месяца Хасана Гехаева и Изнаура Балатбиева незаконно содержали в пункте дислокации 2-го полка ППС, после чего передали в Шалинский отдел внутренних дел, возбудили против них уголовные дела по ст. 205.1 (содействие террористической деятельности) УК РФ. Хасана Гехаева обвиняют в вербовке Увайса Алихаджиева, а Балатбиева в вербовке Адама Джамбулатова, хотя, по словам его родственников, они не были знакомы. Гехаева, кроме того, обвиняют в финансировании террористов, поскольку он одолжил деньги Алихаджиеву на поездку.
Во время незаконного содержания Гехаева и Балатбиева пытали током, избивали и душили. У обоих сломаны ребра. Но следы пыток не зафиксированы, хотя на теле они до сих пор заметны.
По словам матерей, которым рассказали их сыновья, находясь в СИЗО, среди пытавших были Рустам Аев и его коллега Иса Магамадов.
25 января 2016 года Асият Балатбиева обратилась с заявлением в Следственное Управление СК РФ по ЧР. Но через некоторое время ее и еще одного свидетеля, который проходит по этому уголовному делу, вызвал следователь З. Э. Магомедов и потребовал взять заявление обратно. Но Асият и свидетель не стали этого делать.
В настоящий момент Балатбиев и Гехаев находятся в СИЗО № 1 г. Грозный. Уголовное дело, возбужденное в отношение Балатбиева, передано в Северо-Кавказский окружной военный суд г. Ростов-на-Дону. Его родственники обращались в Ростовский суд с заявлением, прося дать им свидание. Разрешение они от суда получили, но в свидании отказывает руководство СИЗО.
Уголовное дело в отношение Хасана Гехаева находится в Шалинском межрайонном следственном комитете СУ СК РФ по ЧР. Следователь А. Махаури заявил матери, что она получит свидание с сыном только в том случае, если тот подпишет показания, от которых ранее отказался, указав, что давал их под пытками. У обоих есть адвокаты, работающие по соглашению с родственниками.
Адвокат Балатбиева приступил к защите с момента передачи дела в Шалинский отдел, это пороизошло примерно в конце декабря — начале января. Со слов его матери, их адвокат обращался с ходатайством о проведении независимой медэкспертизы, но ему отказали. Адвокат Гехаева также заявлял ходатайство на проведение независимой медэкспертизы, но ему еще не ответили.
По словам родственников, Хасан и Изнаур ранее были судимы. Балатбиев в 2010 году был осужден на три года, а Гехаев в 2008 году на полтора за причастность к НВФ. После окончания срока заключения он и вышли на свободу.