Жалоба адвокатов о признании незаконным бездействия следствия по делу погибших в 2016 году Гасангусеновых удовлетворена Махачкалинским судом
31 марта 2017 года суд Советского района города Махачкалы удовлетворил жалобу сотрудничающих с Правозащитным центром «Мемориал» адвокатов Шамиля Магомедова и Мурада Магомедова о признании незаконным бездействия следователя 3-го отдела Следственного Управления СК РФ по РД Б. К. Сафаралиева, выразившегося в недопуске адвокатов к материалам уголовного дела.
Правозащитный центр «Мемориал» сообщал ранее о том, что 23 августа 2016 года в с. Гоор-Хендах Шамильского района Дагестана были убиты местные жители Гасангусейн Муртазалиевич Гасангусенов, 1997 г.р., и Наби Муртазалиевич Гасангусенов, 1999 г.р. По официальной версии, они были убиты в ходе боестолкновения после того, как отказались предъявить документы сотрудникам силовых структур и открыли по ним огонь. Родственники и односельчане погибших братьев утверждают, что молодые люди никогда не были членами НВФ, зарабатывали тем, что пасли сельский скот, и их гибель является хладнокровным убийством. Тем не менее, было возбуждено уголовное дело по статьям 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ, а требование отца убитых возбудить дело об убийстве Наби и Гасангусейна оставлено без внимания.
Процесс проходит под председательством судьи Патимат Махатиловой. На заседании также присутствовали представитель СУ СК РФ по РД Д. А. Гаммадулаев, следователь 3-го отдела СУ СК РФ по РД Б. Сафаралиев и прокурор М. М. Ибрагимов.
Напомним, что 16 марта адвокаты обратились в суд с жалобой в порядке статьи 125 УПК (на бездействие должностных лиц) в интересах погибших Наби и Гасангусейн Гасангусеновых. Они просили обязать следователя Сафаралиева устранить допущенные нарушения, признать за Гасангусеновыми Наби и Гасангусейном права на защиту и квалифицированную юридическую помощь путем допуска к участию в уголовном деле адвокатов Магомедова Шамиля, Магомедова Мурада и Гададова Исрафила. Требовали обеспечить адвокатам возможность использовать права, предоставленные УПК РФ, в полном объеме ответить на поданное ходатайство и уведомить их о результатах его рассмотрения в установленном законом порядке.
* * *
В начале заседания 31 марта адвокаты заявили отвод судье Патимат Махатиловой. Основанием этому послужил тот факт, что на предыдущем заседании она удалила из зала суда представителя ПЦ «Мемориал» и по ее указанию были стёрты все записи с диктофона правозащитника. Мурад Магомедов дополнил основания отвода опасениями, что судья может быть необъективной и основывать свое решение на личной неприязни к участникам процесса. Шамиль Магомедов добавил, что до начала заседания судья и следователь Сафаралиев несколько раз предлагали Муртазали Гасангусенову написать заявление следователю с просьбой допустить двух адвокатов к делу в качестве его защитников. Но Муртазали в уголовном является свидетелем, а это грозило бы отказом в удовлетворении жалобы, в которой адвокаты позиционируют себя в качестве защитников братьев Гасангусеновых. По мнению Шамиля Магомедова, суд заранее занял позицию следствия и это может быть аргументом для заявления отвода судье.
Следователь, представитель СУ СК РФ по РД и прокурор не поддержали отвод. Судья Махатилова не удовлетворила заявление об отводе и заседание продолжилось.
Адвокаты заявили ходатайство о допуске в качестве заинтересованного лица Муртазали Гасангусенова, его удовлетворили и М.Гасангусенов присоединился к адвокатам.
В своем выступлении Муртазали сообщил, что после убийства его детей в деле появился адвокат Саид Ибрагимов, с которым он не заключал соглашение и вообще не знает, как он там появился. За все время, по словам Гасангусенова, Ибрагимов не сделал ничего в интересах их семьи. При этом у него не возникло никаких проблем с допуском к делу. Следователь поинтересовался у Муртазали, обращался ли он с заявлением в СУ СК РФ по РД о допуске адвокатов Шамиля Магомедова и Мурада Магомедова. Он ответил отрицательно.
Мурад Магомедов сообщил, что заявление Муртазали Гасангусейнова об отказе от адвоката Саида Ибрагимова следователь не принял, сказав ему в телефонном разговоре, что Ибрагимов будет продолжать участие в процессе в качестве адвоката. Отказ не может быть принят, поскольку соглашение с ним заключила сельская община (джамаат).
Затем Мурад Магомедов зачитал заявление Муртазали в СУ СК РФ по РД, в котором тот указал, что «дальнейшее участие Ибрагимова в деле прошу считать нарушением моих прав как отца убитых». Также он отметил в заявлении, что в дальнейшем его интересы в деле будут защищать «иные адвокаты».
Далее Гасангусенов рассказал, что по телефону следователь пояснил ему, что у адвокатов нет оснований представлять интересы его погибших сыновей, поскольку они представляют интересы Муртазали, а он является свидетелем по этому делу. Позже следователь прислал Гасангусенову ответ на его заявление, в котором говорилось, что адвокаты не могут представлять интересы погибших братьев, поскольку не определен их статус в уголовном деле. При этом ордера адвокатов следователь приобщил к материалам уголовного дела.
В своей жалобе адвокаты заявили, что лишение братьев прав на защиту на основании отсутствия их статуса в уголовном деле, незаконно. Они сослались на Постановление Конституционного суда РФ от 23 марта 1999 года, согласно которому для допуска представителей адвокатов погибших к материалам уголовного дела необязательно формальное признание погибших подозреваемыми или обвиняемыми, достаточно располагать даными о ходе следствия, которые свидетельствуют о подозрениях против погибших.
По просьбе следователя к материалам была приобщена копия постановления о возбуждении уголовного дела от 24 августа 2016 года.
Судья зачитала ответы из республиканской прокуратуры Гасангусенову, в которых сказано, что уголовное дело находится в производстве и решение по нему не принято.
Стороны перешли к прениям.
В своей речи адвокат Мурад Магомедов сообщил, что действия следователя, выразившиеся в просьбах к Гасангусенову написать заявление о допуске адвокатов после подачи жалобы на него, он считает попыткой Сафаралиева уйти от ответственности.
Мурад Магомедов и Шамиль Магомедов просили суд удовлетворить их требования, признать незаконным недопуск к делу и обязать допустить их к делу в качестве адвокатов погибших братьев Гасангусеновых. Муратазали поддержал требования адвокатов.
Следователь Сафаралиев заявил, что он не мог допустить к делу в качестве адвокатов Шамиля Магомедова и Мурада Магомедова, поскольку не было заявления Гасангусейнова о допуске именно этих адвокатов, а также, не было данных о том, что Магомедов Шамиль и Магомедов Мурад являются адвокатами.
Прокурор и представители следствия высказывали претензии в связи с тем, что в заявлении Гасангусейнов не указал фамилии адвокатов, а написал «иные адвокаты».
Адвокат Мурад Магомедов возразил, что нет закона, обязывающего указывать фамилии адвокатов.
3 апреля было оглашено решение суда — он удовлетворил жалобу адвокатов, признав незаконным их недопуск к делу погибших Гасангусеновых.