В г. Чегем Кабардино-Балкарской Республики начинаются судебные процессы над людьми, которые избивали и пытали подростков. От 14-летнего Аскера Курсакова и 16-летнего Мурата Бекшокова требовали признания в причастности к деятельности боевиков.23 августа чегемский районный суд приступит к
В г. Чегем Кабардино-Балкарской Республики начинаются судебные процессы над людьми, которые избивали и пытали подростков. От 14-летнего Аскера Курсакова и 16-летнего Мурата Бекшокова требовали признания в причастности к деятельности боевиков.
23 августа чегемский районный суд приступит к рассмотрению дела Олега Бекулова и Сосырбея Шадзова. Их обвиняют в побоях (ч. 1 ст. 116 УК РФ) и умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести (п. «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ). Бекулов также обвиняется в том, что угрожал подросткам убийством (ч. 1 ст. 119 УК РФ).
На сентябрь назначено начало процесса по делу Аскера Абидова, оперуполномоченного уголовного розыска чегемского райотдела МВД по КБР. Его обвиняют в превышении должностных полномочий с применением насилия (п.«а» ч.3 ст.286 УК РФ) в отношении Курсакова и Бекшокова.
Адвокаты потерпевших в обоих процессах, Ева Чаниева и Мухтар Мишаев, работают по соглашениям с Правозащитным центром «Мемориал» и Фондом «Общественный вердикт». На предварительном следствии интересы потерпевших представляли адвокаты Рустам Мацев (сотрудник ПЦ «Мемориал») и Мухтар Мишаев.
Согласно обвинительному заключению, 12 октября 2012 года, около 20:40, Бекшоков и Курсаков, жители Чегема, возвращались из магазина. Проходя мимо дома своего одноклассника на Красноармейской улице, они увидели через незашторенное окно, как тот с азартом играет на компьютере. Они остановились и стали наблюдать. В это время в соседний двор заехала «Лада-Приора», осветив подростков дальним светом.
Через несколько минут к ребятам подъехала черная BMW. Из нее выскочили пассажир и водитель, у последнего в руке был пистолет (в ходе следствия этот человек, Сосырбей Шадзов, утверждал, что пистолет был травматическим). Кто-то из них крикнул: «Руки за голову и на землю!». Подростки легли на землю. Водитель сел на спину Аскера и стал бить его рукояткой пистолета по голове. Второй мужчина, выскочивший из машины (Бекулов), бил лежащих ногами и кричал: «Почему вы следите за моим домом? Кто вас прислал? Что вы от меня хотите?». Потом мужчины начали переговариваться. Один предложил убить подростков, другой возразил: «Давайте лучше их живыми в лесу закопаем!». Курсаков и Бекшоков просили позвать их одноклассника из дома, чтобы тот подтвердил, что знает их, называли свои фамилии, но их продолжали избивать.
Вскоре подъехала патрульная полицейская машина. Аскера подняли и, натянув ему шапку на глаза, посадили в нее. Мурата затолкали в черную BMW. Обе машины направились в чегемский РОВД.
Там избиения и издевательства продолжались, подросткам снова угрожали убийством. Их пытались представить членами незаконных вооруженных формирований, посланными следить за домом Бекулова – бывшего сотрудника МВД. Курсакову в карман положили предмет, похожий на пистолет, а затем потребовали вынуть его и стали спрашивать, что такое он носит в кармане. Бекшокова заставили взять пистолет в руки. Над подростком издевались Аскер Абидов, который в тот момент был при исполнении должностных обязанностей, и те двое мужчин в гражданской одежде, которые захватили их на Красноармейской улице, - Бекулов и Шадзов. Последние вели себя в РОВД как хозяева.
Избиения прекратились лишь после того, как к подросткам пришла инспектор по делам несовершеннолетних. Курсаков смог позвонить родным и сообщить, где находится.
Родители подростков начали искать их примерно через минут 40 после того, как они ушли из дома, но их телефоны не отвечали. Лишь через два часа Курсаков вышел на связь.
Приехав в РОВД, родители увидели своих детей избитыми, в крови. По словам родителей Бекшокова, им пришлось заносить его в больницу на руках - сам он ходить не мог. Врачи зафиксировали у Мурата ушиб печени и сотрясение мозга; у Курсакова - сотрясение мозга, закрытую черепо-мозговую травму и перелом фаланги пальца.
23 октября 2012 года было возбуждено уголовное дело в отношении Бекулова, через полгода, 11 марта 2013 года, - в отношении Шадзова. Оба находятся под подпиской о невыезде.
В ходе расследования было установлено, что вечером 12 октября, когда Бекулов, бывший старший участковый уполномоченный (ушел из МВД в 2011 году), подъезжал к дому на машине своего знакомого Шадзова, ему позвонил брат. Он рассказал, что какие-то подозрительные люди заглядывают в окна его дома. Бекулов опасался, что на него снова готовят покушение – на него уже совершали нападение около его дома в 2010 году, когда он еще служил в милиции; тогда он получил ранения. Бекулов подумал, что и сейчас боевики готовят нападение.
Шадзов служил уполномоченным ДПС ОМВД по Чегемскому району. Однако из материалов дела следует, что он уволился из полиции по семейным обстоятельствам за два дня до произошедшего – 10 октября 2012 года. Известна практика увольнения из МВД проштрафившихся сотрудников задним числом. Возможно, случай Шадзова — один из таких.
Отдельно, 30 октября 2012 года, было возбуждено уголовное дело в отношении оперуполномоченного Абидова. Решением суда он был заключен под стражу, однако в январе 2013 году суд изменил меру пресечения на подписку о невыезде.
Со всеми материалами по этому делу можно ознакомиться здесь