ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Поиск не работает, актуальный поиск тут: memopzk.org.

Кабардино-Балкария: в нальчикском СИЗО избивают заключённых

06.04.2011

31 марта 2011 года в Правозащитный центр «Мемориал» с письменным заявлением обратилась Хаужан Куниновна Соблирова, жительница Кабардино-Балкарской Республики. Её сын Мусса Ахлякович Соблиров, обвиняемый в нападении на Нальчик 13 октября 2005 года, содержится в следственном изоляторе столицы

31 марта 2011 года в Правозащитный центр «Мемориал» с письменным заявлением обратилась Хаужан Куниновна Соблирова, жительница Кабардино-Балкарской Республики. Её сын Мусса Ахлякович Соблиров, обвиняемый в нападении на Нальчик 13 октября 2005 года, содержится в следственном изоляторе столицы КБР.

Соблирова сообщила, что 31 марта на заседании Верховного суда КБР по уголовному делу о нападении на Нальчик её сын сделал заявление о попытке изнасилования. Мусса рассказал о том, что 30 марта начальник СИЗО В.А. Попов и другие сотрудники СИЗО, в том числе В.А. Ныров, завели его в отдельную камеру, полностью раздели, угрожали, запугивали, устроили инсценировку изнасилования. Хаужан отмечает, что в зале суда сын выглядел подавленным. Выступая, Мусса сказал, что если с ним что-то случится, он просит винить в этом администрацию СИЗО г. Нальчик.

Верховный суд КБР заверил, что направит заявление в следственное управление Следственного комитета. Однако Хаужан сомневается, что на жалобу обратят должное внимание: «На незаконные действия нового начальника СИЗО с момента, как он занял эту должность, подано достаточно заявлений, но местная прокуратура не реагирует, они покрывают нарушения прав человека в следственном изоляторе г. Нальчик».

Хаужан просит защитить права её сына.

31 марта в ПЦ «Мемориал» с письменным заявлением обратились и другие родственники заключённых нальчикского СИЗО. Они выразили тревогу по поводу «массового нарушения прав заключённых». Родственники сообщили, что арестантов, «не имея оснований, водворяют в карцер, применяют насилие и издеваются. Администрация СИЗО запрещает исполнение религиозных обрядов, требует отказаться от Ислама, обещая, что в этом случае насилие прекратится».

Ранее в ПЦ «Мемориал» уже поступали заявления от заключённых нальчикского СИЗО и их адвокатов о насилии и нарушениях режима со стороны администрации изолятора.

14 марта нам стало известно, что с 4 по 10 марта заключённых переселяли из старого корпуса в новый. По словам обвинённых в нападении на Нальчик, переселение сопровождалось массовыми избиениями подсудимых и обысками.

Заключённые рассказали, что сотрудники изолятора изымали документы по уголовному делу, заявления, жалобы; у нескольких человек, в том числе у Расула Кудаева, отобрали жалобы в Европейский суд по правам человека. Обыски проводились по несколько раз в день; иногда они продолжались до 2:00 ночи. В мероприятии принимали участие сотрудники ОМОНа в масках, которые били резиновыми дубинками тех заключённых, которые выражали неудовольствие в связи с обысками. От адвокатов стало известно, что в эти дни многим заключённым не позволяли встречаться с защитниками. Ко всем заключённым, находящимся в карцерах, также применяли насилие.

Известно о применении насилия к заключённым А. Ашеву, М. Соблирову, Э. Миронову, Х. Хуболову (подсудимые по делу о нападении на Нальчик); А. Закураеву, И. Шампарову, И. Гукетлову, Н. Гергову. Есть сведения о том, что Шампаров и Гукетлов, не выдержав насилия, вскрыли себе вены бритвой.

Опасения адвокатов по поводу того, что на заключённых могут оказывать давление, чтобы не позволить им обращаться с жалобами на действия работников ФСИН, подтверждаются сообщением заключённого Муссы Соблирова. Он рассказал, что 10 марта по дороге в суд полковник М.М. Теуважуков вместе с сотрудниками спецназа отобрали у него около 30 жалоб заключённых СИЗО, которые являлись дополнением к его жалобе на избиения сотрудниками УФСИН 9 марта.

Между тем, 14 марта адвокат Рустам Мацев сообщил, что на протяжении четырёх дней – 5, 9, 10 и 11 марта – ему не позволяли встретиться с его подзащитным Нуралием Герговым. Причины, по которым сотрудники СИЗО не приводили подзащитного, по мнению адвоката, были исключительно формальные. «Они ссылались на нехватку времени, на то, что Гергов на прогулке, на обеде и тому подобное», – рассказал адвокат.

Каждый раз при посещении СИЗО защитник видел там нехарактерно большое количество сотрудников в камуфляжной форме, в масках, с резиновыми дубинками, а также слышал крики со стороны жилых корпусов следственного изолятора. Адвокат считает, что сотрудники СИЗО не позволяют ему встретиться с Герговым, чтобы он не увидел на теле своего подзащитного следы пыток и избиений.

14 марта Нуралий Гергов обратился в ПЦ «Мемориал» с письменным заявлением. Он сообщил, что 5 марта, во время переселения заключённых, сотрудники силовых структур в камуфляжной форме, масках и с резиновыми дубинками избили его.

Из заявления следует, что «они приказали выйти с вещами для перехода в новый корпус, предварительно досмотрев личные вещи заключённого». В камере в новом корпусе сотрудники силовых структур стали оскорблять Гергова, бить его по ребрам, ноге, головой о стену; требовали прекратить совершать намаз. Гергов закричал. Восемь-десять «силовиков» схватили его и «чуть было не задушили». Затем на заключённого надели наручники, положили его на пол лицом вниз и продержали в таком положении 10-15 минут. Пришедший врач зафиксировал у Гергова ссадины.

Только 14 марта в зале суда адвокаты Гергова М. Абубакаров и Р. Мацев смогли встретиться с подзащитным. Он продемонстрировал следы побоев на теле, гематомы и кровоподтёки. Адвокаты рассказали позже, что почти вся левая нога представляла собой сплошной тёмный синяк; заключённый жаловался на плохое самочувствие, головокружение, боль в спине, онемение большого пальца на руке. Они потребовали немедленно вызвать скорую помощь для Гергова. Приехавший терапевт выездной бригады скорой помощи Гончарова осмотрела заключённого. Ссылаясь на отсутствие у Гергова температуры и острых болей, терапевт сообщила суду, что заключённый в состоянии участвовать в судебном следствии и находиться в зале суда после сделанного ему обезболивающего укола. Также она порекомендовала обратиться к другим специалистам для осмотра внутренних органов. В связи с ухудшением состояния Гергова после допроса одного из свидетелей процесс отложили до 15 марта.

В тот же день адвокат Мацев попросил, чтобы врачи СИЗО при нём провели освидетельствование Гергова и оказали ему медицинскую помощь. Адвокату отказали, сославшись на то, что «медицинский работник посетит Гергова на территории жилых корпусов, там, где содержатся заключённые под стражу». Побеседовав с Герговым, Мацев подал письменное заявление с той же просьбой на имя начальника СИЗО В.А. Попова. Попов сообщил, что «помощь Гергову оказывалась раньше, будет оказана впредь и дальше», но просьбу адвоката удовлетворить отказался. Попов также сказал, что копии сделанных ранее заключений врачей можно получить при обращении.

Когда адвокат беседовал с начальником СИЗО, в кабинете также находился начальник УФСИН РФ по КБР М.В. Коков. Он включился в разговор. Мацев пояснил Кокову, что на теле Гергова есть следы побоев и ему нужна медицинская помощь. Коков заявил, что «Гергов в состоянии сам обратиться за помощью к тюремному врачу», и добавил: «Ничего там у Гергова нет. Он заслужил то, что имеет, так как получил взыскание и водворён в карцер». Перед уходом адвоката Коков обещал разобраться.

Также подсудимые СИЗО Нальчика жалуются на нарушение условий содержания: отключение горячей и холодной воды, отопления на ночь в новом корпусе, несоответствие питания нормам. Они рассказали, что при переводе в новое здание у них отобрали телевизоры, купленные на средства родственников. При этом полковник Теуважуков заявил: «Да, это грабёж! Я вас граблю, ещё не то вам устрою».

Подследственные отмечают, что администрация не рассматривает их обращения. Более того, сотрудники СИЗО оказывают на них давление, чтобы они не жаловались вообще.

ПЦ «Мемориал» выражает крайнюю озабоченность в связи с массовыми избиениями заключённых в СИЗО г. Нальчик.

Мы обращаемся к президенту КБР А.Б. Канокову, прокурору КБР О.О. Жарикову, начальнику УФСИН РФ по КБР М.В. Кокову с требованием разобраться в ситуации, остановить насилие и привлечь к уголовной ответственности всех виновных в незаконных действиях в СИЗО г. Нальчик.

Мы просим общественные организации направлять запросы по поводу применения насилия к заключённым СИЗО г. Нальчик:

Президенту КБР А.Б. Канокову.
Факс: +7 (8662) 47-64-83; телефоны: +7(8662) 47-64 - 83, 47-30-63, 40-15-45.
Прокурору КБР О.О. Жарикову.
Телефоны: +7(8662) 40-45-51, 40-45-68.
Начальнику УФСИН РФ по КБР М.В. Кокову.
Телефоны: +7 (8662) 91-52-64, (8662) 49-59-25.

Поделиться: