В махачкалинский офис Правозащитного центра «Мемориал» обратился местный житель Тайгиб Залбегов, 1982 г.р. Он рассказал, что его избили сотрудники отдела полиции Кировского района города.
1 ноября ночью Тайгиб с соседом Магомедом Беговым, 1983 г.р., на дороге перед домом ремонтировали машину Тайгиба. Около 2:00 недалеко от них остановился полицейский УАЗ, из него вышли трое сотрудников полиции в форме. Не представившись и не показав удостоверения, они потребовали, чтобы мужчины предъявили документы.
По словам Тайгиба, он показал техпаспорт, водительское удостоверение и страховой полис — все документы, которые у него были при себе. У Бегова документов с собой не было. Полицейские потребовали, чтобы он расстегнул куртку и поднял руки, после чего обыскали его. Ничего запрещенного не нашли. Затем они подошли к Залбегову, намереваясь обыскать и его. Тайгиб попросил их показать удостоверения и сказал, что, если его будут обыскивать, он будет снимать все планшетом на видео. При этом он сослался на приказ МВД РФ № 185, позволяющий вести видеозапись действий сотрудников полиции. Полицейские ответили, что в таком случае доставят его в Кировский РОВД. Залбегов сам сел в отсек для задержанных в полицейской машине. Его заперли и начали обыскивать его машину. Залбегов возразил, что автомобиль надо досматривать в его присутствии, затем стал снимать происходящее на видео и позвонил в дежурную часть. Там выслушали его сообщение, записали ФИО и домашний адрес. В это время полицейские закончили обыск, ничего не найдя.
Затем они сели в машину и отправились в Кировский РОВД. Пока они ехали, Залбегов успел снять видео и отправить его другу по WhatsApp. По словам Тайгиба, когда полицейские увидели, что их снимают, они начали нецензурно оскорблять его, а сидящий рядом с ним на заднем сидении прапорщик ударил его ладонью по лицу. У Тайгиба пошла носом кровь, он выронил планшет, у которого разбился дисплей. Затем прапорщик схватил его за шею и крикнул коллегам, что тот хотел вырвать у него пистолет.
На территории Кировского РОВД полицейские забрали у Залбегова планшет, надели на него наручники, выволокли его из салона и избили. Тайгиб потерял сознание. Когда он очнулся, он не мог стоять на ногах.
Залбегова отвели в один из корпусов Кировского отдела полиции. В комнате находилась девушка лет 20, из разговора полицейских Тайгиб узнал, что ей фамилия — Камышева, и мужчина лет 30–35 по имени Магомед.
Примерно в 2:30 те же сотрудники полиции, что задерживали Залбегова, вывели его из здания и посадили в полицейскую машину. Возле шлагбаума на выходе из отдела полиции Тайгиб увидел своего соседа Бегова — он приехал за ним следом. Залбегова отвезли в наркологическую клинику на ул. Циолковского, Бегов ехал за ними.
В клинике Залбегов сдал анализы на алкоголь и наркотики. Тесты показали, что он абсолютно трезв и не употреблял наркотиков.
Затем его повезли обратно в отдел полиции. По пути Залбегов, оставаясь в наручниках, достал телефон и пытался позвонить, но сотрудники полиции несколько раз ударили его по спине, забрали телефон и передали дежурному. В отделе Тайгиба отвели в тот же кабинет, где по-прежнему находились Камышева и Магомед. Все это время он оставался в наручниках.
Через некоторое время, примерно в 3:20—3:40, полицейские вернулись и стали составлять некий документ, периодически спрашивая Залбегова, где он живет, где прописан, какое имеет отношение к тому адресу, откуда его привезли. Составленный документ ему не показали.
Когда они ушли, к Тайгибу подошел молодой лейтенант полиции. Он поздоровался, представился как Артур, снял с Залбегова наручники. Разговор шел в нормальном тоне, Тайгиб, отвечая на его вопросы, рассказал, когда и при каких обстоятельствах его забрали, почему он такой потрепанный. Артур поинтересовался, пойдет ли он на мировую с полицейскими, которые его привезли. Залбегов ответил отрицательно, после чего лейтенант вышел. Разговор слышали Магомед и Камышева.
После этого в комнату вошел дежурный, капитан полиции. Он обыскал Залбегова, понятыми были Магомед и Камышева. Полицейский составил протокол изъятия личных вещей, забрал у него деньги, его телефон — у дежурного. Планшет Залбегова он взял у доставивших его полицейских и тоже внес в акт. Тайгиб подписал документ.
Около 4:00 его отвели в камеру предварительного заключения, где уже находились двое мужчин, и оставили там.
В полдень Залбегову вернули его вещи. Видеозаписи с планшета были удалены, но в списке отправленных он увидел два своих видеоролика и понял, что его друг их получил.
Затем Тайгиба отвезли в Кировский районный суд Махачкалы. Как выяснилось, его обвинили в нарушении ч. 2 ст. 20.1 (мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законным требованиям представителей власти) КоАП РФ. Судья Магомедсалам Амиров попросил Залбегова рассказать об обстоятельствах дела. Тайгиб рассказал, как все было, а затем показал уцелевшие видеозаписи. Судья на повышенных тонах обратился к дежурному полицейскому, обвинив его во лжи, и постановил прекратить дело. Залбегова освободили в зале суда, после чего судья посоветовал ему написать заявление в прокуратуру и зафиксировать побои. «Такие люди не должны служить в органах», — сказал Амиров.
Около часа дня Залбегов обратился в прокуратуру Кировского района. Прокурор отправил его в травмпункт провести медицинское освидетельствование телесных повреждений, что он и сделал. У Тайгиба зафиксировали ушиб грудной клетки. Около 15:00, когда он выходил из травмпункта, к нему подошли двое сотрудников ППС в форме и попросили его не писать заявление на их коллег. Тайгиб отказался. Через некоторое время к нему подошел майор полиции и попросил проехать с ним в полк ППС. Залбегов поехал с ним в Степной поселок Махачкалы на машине майора. В здании полка ППС Тайгиб рассказал, как все было, передал видео, сотрудники ППС сказали, что сами накажут своих коллег.
В 16:00 майор вызвал экипаж, который должен был заступить на патрулирование в район, где живет Залбегов, и отправил его с ними домой. По пути Тайгибу постоянно звонил следователь из Кировского отдела полиции, представившийся Магомедом, просил приехать, но Залбегов отказался, поскольку слишком устал. Около 17:00 он приехал домой, выключил телефон и лег спать.
В 23:50 Залбегов проснулся. Домашние сказали ему, что, пока он спал, к нему приходили двое мужчин, которые представились сотрудниками травмпункта. Залбегов включил телефон, ему сразу же позвонил следователь Магомед и попросил приехать в Кировский РОВД. Тайгиб поехал в полицию. Следователь сказал, что был одним из людей, приходивших к Тайгибу домой и представлявшихся работниками травмпункта.
Залбегов рассказал ему о том, что произошло прошлой ночью. Следователь составил объяснение, что Залбегов «получил ушиб грудной клетки», упав в грязь возле дома, и долго уговаривал его подписать. В конце концов, устав и не желая больше оставаться в отделе, Тайгиб согласился.
После разговора со следователем Залбегов написал заявление в Следственный комитет. Он намерен добиться наказания сотрудников полиции, избивших его.