Напомним, что с 18 сентября по 26 ноября 2014 года военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов проводили «зачистку» поселка Временный, где живут около 900 человек. На время спецоперации силовики заставили большинство жителей покинуть поселок. 26 ноября, когда им позволили вернуться, люди увидели, что их жилища сильно разрушены или полностью уничтожены, имущество украдено или испорчено. С тех пор жители поселка безуспешно добиваются компенсации за похищенное или уничтоженное имущество. Их интересы в судах представляют юристы Правозащитного центра «Мемориал» Марина Агальцова и Галина Тарасова.
Иск о взыскании компенсации в интересах Написат Патаховой юристы «Мемориала» подали летом. Ответчик — Министерство финансов РФ. Развитие судебных баталий было захватывающим.
14 июля суд вернул иск, поскольку у дагестанского казначейства якобы нет доверенности на представление интересов Министерства финансов РФ. Это объяснение не имеет законных оснований. Судья Гасанкади Джунайдиев рекомендовал истцу обратиться в суд Магарамкентского района. При этом он не объяснил, каким чудодейственным образом при рассмотрении дела этим судом у республиканского казначейства появится доверенность. Кроме того, село Гимры не имеет никакого отношения к суду Магарамкентского района. Помимо юридических нелепостей, определение Джунайдиева содержит массу орфографических ошибок.
Агальцова и Тарасова обжаловали это решение. Но их ждал еще один интересный поворот событий.
При наличии неотмененного определения о возврате искового заявления в связи с неподсудностью судья повторно вернул иск. «Судья, очевидно, понял, что наша жалоба будет удовлетворена и, не дожидаясь решения Верховного суда Дагестана, вернул иск повторно, указав, что истцу следует обращаться в Тверской суд Москвы. Эти действия суда явно противоречат закону — при разрешении вопроса о принятии искового заявления суд должен сразу указывать на все недостатки, а не находить каждую неделю новые», — говорит Агальцова. Юристы снова подали жалобу.
Юристы ожидают заседание по второй жалобе.
4 сентября 2017 года Тверской суд Москвы отказал ей во взыскании ущерба. 19 сентября суд опубликовал решение, в котором в качестве единственного основания для отказа указал отсутствие у пострадавших права взыскивать ущерб в судебном порядке. Суд полагает, что так как законом установлен определенный порядок возмещения вреда, то без его соблюдения «оснований для возложения на Министерство финансов РФ обязательств по выплате Супяновой А.М. заявленных сумм возмещения не имеется».
По мнению суда, все, что остается людям, которые уже более двух лет ждут компенсации и обили пороги различных государственных ведомств не только в Дагестане, но и в Москве, — это обжаловать бездействие властей каждый раз, когда они с ним сталкиваются.
Не подписал глава администрации акт о повреждении имущества — нужно идти в суд и обжаловать его бездействие, не отправил акты в государственный орган — обжаловать бездействие, исполнительный орган республики не согласовал акты — и снова нужно идти в суд и обжаловать бездействие.
«Получается, что пострадавшие должны каждый раз обжаловать бездействие властей, то есть служить палкой-погонялкой для государства. Предложенная судом формулировка фактически лишает истца эффективного доступа к правосудию», — считает Агальцова. Юристы обжаловали решение Тверского суда.
Если жители Временного так и не смогут добиться справедливости в российских судах, у них останется одна надежда — на Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Еще 18 января 2017 года юристы совместного проекта «Мемориала» и Европейского центра защиты прав человека (EHRAC)
обратились в ЕСПЧ в связи со спецоперацией в поселке Временный. Заявители считают, что российские власти нарушили статью 3 (запрет пыток), 8 (право на уважение частной и семейной жизни), 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и статью 1 Протокола 1 (защита собственности) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
UPD.
Полную жалобу на решение Тверского суда юристы подали 8 ноября.
О «зачистке» пос. Временный см. подробнее:
—
доклад ПЦ «Мемориал» «Контртеррор на Северном Кавказе: Взгляд правозащитников. 2014 г. — первая половина 2016 г.», раздел «Зачистки населенных пунктов»;
—
фотоотчет о посещении села в декабре 2014 года;